Об обеспечении роста реальной заработной платы
05.06.2023Об обеспечении роста реальной заработной платы
В рамках реализации задачи по повышению благосостояния населения Президентом Российской Федерации отдельно акцентировано внимание на необходимость обеспечения роста реальной заработной платы работников.
По итогам 2022 года среднемесячная заработная плата в Саратовской области сложилась в сумме 42917 руб. и увеличилась на 14,7%, ее реальное содержание увеличилось на 1%.
Рост реальной заработной платы отмечается в 18 муниципальных районахобласти, в т.ч. в Лысогорском(+16,4%), Федоровском (+4,5%), Новобурасском (+3,3%) районах. Снижение реальной заработной платы отмечается в 24 муниципальных районах, в т.ч. в Ровенском (-8,6%), Новоузенском (-5,3%), Краснопартизанском (-5,1%), Турковском(-4,1%) районах.
Одним из механизмов повышения реального содержания заработной платы является индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Индексация заработной платы является одной из основных гарантий по оплате труда работников и обязанностью каждого работодателя (ст. 130,
ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации). Организации, не относящиеся к бюджетной сфере, должны принять соответствующий локальный нормативный акт или обеспечить наличие положений об индексации в коллективном договоре, соглашении. Непроведение индексации или отсутствие локального нормативного акта, коллективного договора, регулирующих порядок проведения индексации, квалифицируются как нарушения трудового законодательства.
Вместе с тем обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
При этом необходимо иметь в виду, что повышение оклада и выплата премий могут рассматриваться как исполнение обязанности работодателя по индексации заработной платы, если именно такой способ реализации данной гарантии зафиксирован в локальном нормативном акте или коллективном договоре и когда целью данных выплат было именно повышение реального уровня содержания заработной платы в связи с инфляцией (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2019 года № 89-КГ18-14).
Также необходимо поддерживать в организациях экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работы.
В этой связи целесообразно при установлении систем оплаты труда устанавливать минимальный оклад рабочего 1 разряда не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы) с последующей межразрядной дифференциацией.
На федеральном уровне ежегодно осуществляется повышение минимального размера оплаты труда (с 1 января 2023 года – 16242 руб.), на региональном уровне заключается соглашение о минимальной заработной плате (с 1 января 2023 года – 17000 руб.).С 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда планируется повысить на 18,5% до 19242 руб.
В целях обеспечения роста реальной заработной платы и обеспечения соблюдения трудового законодательства необходимо:
- обеспечить индексацию заработной платы в организациях;
- внести изменение в коллективные договоры организаций (при необходимости установления порядка индексации заработной платы).