Официальный сайт администрации Калининского муниципального района
Пятница, 3 Октября 2025

С 1 марта 2025 года вступили в силу требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи

25.08.2025

С 1 марта 2025 года вступили в силу требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи

    С 1 марта 2025 года вступил в силу  приказ Минтруда России от 09.08.2024 № 398н, которым  утверждены требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий.

Требования утверждены ведомством впервые. Ранее нормативных требований к размещению аптечек не было. Требования распространяются на всех работодателей (на организации, индивидуальных предпринимателей) и применяются с 1 марта 2025 года до 1 марта 2031 года.
Документ устанавливает обязанность работодателя по контролю за комплектацией аптечек, их пополнением, а также сроком службы медицинских изделий, которыми укомплектованы аптечки. Сама же аптечка должна быть укомплектована в соответствии с требованиями к комплектации аптечек, утвержденными приказом Минздрава России от 24.05.2024 г. № 262н.
Основные требования к размещению и хранению аптечки следующие:
•    порядок размещения, хранения и использования аптечек устанавливает работодатель, этот порядок доводится до сведения работников в виде распоряжений, указаний, приказов, в процессе обучения по охране труда или другим способом, установленным работодателем (например, при проведении вводного инструктажа по охране труда, в ходе обучения оказанию первой помощи пострадавшим)
•    количество аптечек, а также места для их размещения и хранения работодатель определяет, исходя из среднесписочной численности организации, специфики организации и результатов ОПР, а также с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
•    работодатель обеспечивает контроль за комплектацией аптечек, их пополнением и сроком службы (сроком годности) медицинских изделий, при этом периодичность осуществления контроля также устанавливается работодателем (п. 6 Требований). Для этого приказом работодателя можно назначить работника, ответственного за организацию работы с аптечками;
•    аптечки размещаются в местах, где к ним есть беспрепятственный и быстрый доступ;
•    места, где размещены аптечки, должны быть обозначены соответствующими сигнальными цветами и знаками, а также могут указываться на информационных стендах, в уголках по охране труда или в местах проведения инструктажей по охране труда;
•    место, где размещена аптечка, должно обеспечивать сохранность аптечки в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей медицинских изделий;
•    не допускается использование медицинских изделий в случае нарушения их стерильности, а также повторное использование медицинских изделий.
Кроме того, с 1 марта 2025 года в силу также вступают следующие требования к размещению, хранению и использованию аптечек :
•    Приказ Минпросвещения России от 29.10.2024 № 752 — для школ;
•    Приказ МЧС России от 19.11.2024 № 999 — для спасателей;
•    Приказ МЧС России от 19.11.2024 № 1000 — для оснащения пожарных автомобилей.
Нарушение правил комплектации или  хранения аптечки квалифицируются как неисполнение требований охраны труда. Наказание за  это предусмотрено в  ч.  1  ст. 5.27.1  КоАП РФ:
•    Для  ИП — штраф от  2 000  до  5 000  рублей.
•    Для  должностных лиц — предупреждение или  штраф от  2 000  до  5 000  рублей.
•    Для  юрлиц  — штраф от  50  000  до  80 000  рублей.

Что положить в  аптечку: чек-лист для  работодателя
Аптечку для  работников следует собирать по  правилам, утвержденным  Приказом Минздрава РФ от  24.05.2024 №  262н. Он вступил в  силу 1  сентября 2024 года и  будет действовать до  1  сентября 2030 года. При  этом аптечки, укомплектованные согласно  Приказу Минздрава РФ от  15.12.2020 №  1331н, можно использовать до  1  сентября 2027 года. Но  важно следить за  сроком годности всего содержимого.
По  новому приказу количество медицинских изделий в  аптечке не  изменилось  — в  нее по-прежнему входит 12 позиций. Однако изменилось количество некоторых изделий. Также обязательным стало наличие блокнота и  маркера.
Обратите внимание, что  изделия из  утвержденного приказом состава аптечки нельзя заменять другими, сверьте код и  наименование в  соответствии с  номенклатурной классификацией.
Медицинское изделие    Требования с  01.09.2021 до  01.09.2027    Требования с  01.09.2024 до 01.09.2030
Маска медицинская нестерильная одноразовая    10  шт.    2  шт.
Перчатки медицинские нестерильные (размер M)    2 пары    2 пары
Устройство для проведения искусственного дыхания    1  шт.    2  шт.
Жгут для  остановки артериального кровотечения    1  шт.    1  шт.
Бинт марлевый (5 м x 10  см) или  бинт фиксирующий эластичный (2  м x 10  см)¹    4  шт.    4  шт.
Бинт марлевый (7  м x 14  см) или  бинт фиксирующий эластичный (2  м x 14  см)²    4  шт.    4  шт.
Салфетки медицинские стерильные (16  x 13  см №  10)    1  уп.    2  уп.
Лейкопластырь фиксирующий рулонный (2  x 500  см)    1  шт.    1  шт.
Лейкопластырь бактерицидный (1,9  x 7,2  см)    10  шт.    10  шт.
Лейкопластырь бактерицидный (4  x 10  см)    2  шт.    2  шт.
Изотермическое спасательное покрывало (160  x 210  см)    2  шт.    2  шт.
Ножницы для  разрезания перевязки    1  шт.    1  шт.
Инструкция по  оказанию первой помощи    1  шт.    1  шт.
Блокнот формата не  менее A7    —    1  шт.
Черный или  синий маркер или  карандаш    —    1  шт.
Футляр или  сумка    1 шт.    1 шт.
¹ Согласно Приказу № 1331н для аптечки требуется именно бинт марлевый (5 м x 10 см), в то время как Приказ № 262н дает выбор — бинт марлевый (5 м x 10 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 10 см).
² Согласно Приказу № 1331н для аптечки требуется именно бинт марлевый (7 м x 14 см), в то время как Приказ № 262н дает выбор — бинт марлевый (7 м x 14 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 14 см).

Возврат к списку

True Slider by BIS-Expert