С 1 марта 2025 года вступили в силу требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи
25.08.2025С 1 марта 2025 года вступили в силу требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи
С 1 марта 2025 года вступил в силу приказ Минтруда России от 09.08.2024 № 398н, которым утверждены требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий.
Требования утверждены ведомством впервые. Ранее нормативных требований к размещению аптечек не было. Требования распространяются на всех работодателей (на организации, индивидуальных предпринимателей) и применяются с 1 марта 2025 года до 1 марта 2031 года.
Документ устанавливает обязанность работодателя по контролю за комплектацией аптечек, их пополнением, а также сроком службы медицинских изделий, которыми укомплектованы аптечки. Сама же аптечка должна быть укомплектована в соответствии с требованиями к комплектации аптечек, утвержденными приказом Минздрава России от 24.05.2024 г. № 262н.
Основные требования к размещению и хранению аптечки следующие:
• порядок размещения, хранения и использования аптечек устанавливает работодатель, этот порядок доводится до сведения работников в виде распоряжений, указаний, приказов, в процессе обучения по охране труда или другим способом, установленным работодателем (например, при проведении вводного инструктажа по охране труда, в ходе обучения оказанию первой помощи пострадавшим)
• количество аптечек, а также места для их размещения и хранения работодатель определяет, исходя из среднесписочной численности организации, специфики организации и результатов ОПР, а также с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
• работодатель обеспечивает контроль за комплектацией аптечек, их пополнением и сроком службы (сроком годности) медицинских изделий, при этом периодичность осуществления контроля также устанавливается работодателем (п. 6 Требований). Для этого приказом работодателя можно назначить работника, ответственного за организацию работы с аптечками;
• аптечки размещаются в местах, где к ним есть беспрепятственный и быстрый доступ;
• места, где размещены аптечки, должны быть обозначены соответствующими сигнальными цветами и знаками, а также могут указываться на информационных стендах, в уголках по охране труда или в местах проведения инструктажей по охране труда;
• место, где размещена аптечка, должно обеспечивать сохранность аптечки в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей медицинских изделий;
• не допускается использование медицинских изделий в случае нарушения их стерильности, а также повторное использование медицинских изделий.
Кроме того, с 1 марта 2025 года в силу также вступают следующие требования к размещению, хранению и использованию аптечек :
• Приказ Минпросвещения России от 29.10.2024 № 752 — для школ;
• Приказ МЧС России от 19.11.2024 № 999 — для спасателей;
• Приказ МЧС России от 19.11.2024 № 1000 — для оснащения пожарных автомобилей.
Нарушение правил комплектации или хранения аптечки квалифицируются как неисполнение требований охраны труда. Наказание за это предусмотрено в ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ:
• Для ИП — штраф от 2 000 до 5 000 рублей.
• Для должностных лиц — предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 рублей.
• Для юрлиц — штраф от 50 000 до 80 000 рублей.
Что положить в аптечку: чек-лист для работодателя
Аптечку для работников следует собирать по правилам, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 24.05.2024 № 262н. Он вступил в силу 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года. При этом аптечки, укомплектованные согласно Приказу Минздрава РФ от 15.12.2020 № 1331н, можно использовать до 1 сентября 2027 года. Но важно следить за сроком годности всего содержимого.
По новому приказу количество медицинских изделий в аптечке не изменилось — в нее по-прежнему входит 12 позиций. Однако изменилось количество некоторых изделий. Также обязательным стало наличие блокнота и маркера.
Обратите внимание, что изделия из утвержденного приказом состава аптечки нельзя заменять другими, сверьте код и наименование в соответствии с номенклатурной классификацией.
Медицинское изделие Требования с 01.09.2021 до 01.09.2027 Требования с 01.09.2024 до 01.09.2030
Маска медицинская нестерильная одноразовая 10 шт. 2 шт.
Перчатки медицинские нестерильные (размер M) 2 пары 2 пары
Устройство для проведения искусственного дыхания 1 шт. 2 шт.
Жгут для остановки артериального кровотечения 1 шт. 1 шт.
Бинт марлевый (5 м x 10 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 10 см)¹ 4 шт. 4 шт.
Бинт марлевый (7 м x 14 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 14 см)² 4 шт. 4 шт.
Салфетки медицинские стерильные (16 x 13 см № 10) 1 уп. 2 уп.
Лейкопластырь фиксирующий рулонный (2 x 500 см) 1 шт. 1 шт.
Лейкопластырь бактерицидный (1,9 x 7,2 см) 10 шт. 10 шт.
Лейкопластырь бактерицидный (4 x 10 см) 2 шт. 2 шт.
Изотермическое спасательное покрывало (160 x 210 см) 2 шт. 2 шт.
Ножницы для разрезания перевязки 1 шт. 1 шт.
Инструкция по оказанию первой помощи 1 шт. 1 шт.
Блокнот формата не менее A7 — 1 шт.
Черный или синий маркер или карандаш — 1 шт.
Футляр или сумка 1 шт. 1 шт.
¹ Согласно Приказу № 1331н для аптечки требуется именно бинт марлевый (5 м x 10 см), в то время как Приказ № 262н дает выбор — бинт марлевый (5 м x 10 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 10 см).
² Согласно Приказу № 1331н для аптечки требуется именно бинт марлевый (7 м x 14 см), в то время как Приказ № 262н дает выбор — бинт марлевый (7 м x 14 см) или бинт фиксирующий эластичный (2 м x 14 см).