Аналитическая информация об итогах мониторинга закупок, размещенных в единой информационной системе в 2022 году, и предупреждении нарушений законодательства (в том числе, при закупках работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту
01.03.2022Аналитическая информация об итогах мониторинга закупок, размещенных в единой информационной системе в 2022 году, и предупреждении нарушений законодательства (в том числе, при закупках работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства).
Министерством экономического развития области (далее – министерство) в целях профилактики нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок проводится выборочный анализ качества подготовки извещений об осуществлении закупок, размещенных в единой информационной системе, в том числе, в связи с вступлением в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 360-ФЗ).
За истекший период 2022 года проанализировано 650 извещений о закупках, в которых выявлено 1 009 нарушений законодательства по 217 закупкам на сумму более 2,26 млрд. руб. (в т.ч., 369 нарушений в 70 закупках на сумму более 1,81 млрд. руб. – в части строительных работ).
По фактам выявленных нарушений в адрес заказчиков направлено 142 письма о необходимости их устранения, в извещения о закупках оперативно внесены соответствующие изменения.
Типовыми нарушениями при объявлении закупок являлись следующие:
1. В составе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон)):
– при установлении единых требований к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона не были предусмотрены конкретные пункты указанной нормы Закона, по которым данные требования устанавливались, в том числе, в тех случаях, когда отдельные единые требования не применялись к участникам закупки, например, по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона (ч. 5 ст. 31 Закона),
– вместо срока исполнения контракта указывался срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона),
– извещение об осуществлении закупки не содержало информацию о размере аванса, в то время как проектом контракта предусмотрен авансовый платеж (п. 10 ст. 42 Закона),
– отсутствовал перечень документов, которыми должно подтверждаться соответствие участников закупки требованиям по п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 31 Закона (п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона),
– односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрен без учета положений частей 8 – 11, 13 – 19, 21 – 23 и 25 ст. 95 Закона,
– при установлении требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки не был включен запрет, введенный с 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 539-ФЗ, в отношении участия в закупках участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев), а также учредителей унитарного юридического лица (ч. 1.1 ст. 31 Закона),
– условия к сроку действия независимой гарантии, предоставляемой в обеспечение заявки, устанавливались без учета изменений Закона: указывался срок - не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок, в то время как необходимо устанавливать: не менее месяца с даты окончания такого срока (ч. 4 ст. 44 Закона),
– единое требование по п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона (о запрете участия в закупке офшорной компании) было установлено без учета изменений Закона.
2. В составе приложений к извещению (ч. 2 ст. 42 Закона):
– в части требований к содержанию и составу заявки при проведении аукциона необоснованно требовалось предоставление предложения участника закупки о цене контракта в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона, в то время как в соответствии с положениями ч. 1 ст. 49 Закона представление указанной информации не предусмотрено,
– в составе заявки на участие в закупке требовалось «согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе…», в то время как в соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (ч. 3 ст. 43 Закона),
– не установлено требование о содержании в составе заявки информации об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 3 ст. 104 Закона (пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона), которая до 31.03.2022 включительно направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с декларацией о соответствии участника закупки требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Закона (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 360-ФЗ),
– в составе заявки на участие в аукционе требовались документы в соответствии с подпунктами «а», «б», «г» – «л» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона, предоставление которых не предусмотрено, т.к. они направляются заказчику оператором электронной площадки (п. 2 ч. 6 ст. 43, ч. 1 ст. 49 Закона),
– в отдельных случаях от участников закупки на выполнение работ по реконструкции или капитальному ремонту требовалась выписка из реестра членов саморегулируемой организации при Н(М)ЦК закупки менее 3 млн. руб., что противоречит ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ,
– при условии использования товаров при выполнении работ необоснованно требовались характеристики и наименование страны
происхождения товара, в то время как указанные требования устанавливаются только к поставляемому товару (п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона).
3. По проекту контракта:
– вместо требования к предоставлению независимой гарантии указывалось требование о предоставлении банковской гарантии, т.е. без учета изменений ст. 45 Закона;
– не предусмотрена возможность предоставления независимых гарантий, выдаваемых помимо банков также иными организациями (государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», фонды содействия кредитованию …, Евразийский банк развития …) (ч. 1 ст. 45 Закона),
– при включении условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, не учтено изменение срока исполнения гарантом требования заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии (не более чем 10 рабочих дней) (ч. 3 ст. 45 Закона),
– порядок приемки по контракту не предусматривал формирование, подписание и направление документов о приемке с использованием ЕИС (ч. 13 ст. 94 Закона),
– запрет на изменение существенных условий контракта при его заключении и исполнении установлен без учета изменений редакции ч. 2 ст. 34 Закона,
– положения об одностороннем отказе от исполнения контракта сформулированы без учета изменений п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона,
– не учтены изменения сроков оплаты по контрактам (с 30 до 15 рабочих дней по всем контрактам, с 15 до 10 рабочих дней по закупкам для СМП и СОНО) (ч. 13.1 ст. 34, ч. 8 ст. 30 Закона).
В части применения типовых контрактов и типовых условий контрактов после 01.01.2022 следует отметить, что в соответствии с ч. 12 ст. 8 Федерального закона № 360-ФЗ условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Закону, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона типовых условий контрактов.
В части закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства
1. В составе извещения об осуществлении закупки:
– не установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (ч. 2 ст. 110.2 Закона, п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570).
Обращаю Ваше внимание, что указанные виды работ должны быть конкретизированы в соответствии с видами работ, предусмотренными проектно-сметной документацией закупки (решение ФАС России от 27.12.2021 по делу № 28/06/105-1894ГОЗ/2021).
– при закупке работ по текущему ремонту (в том числе, по ремонту автомобильных дорог) необоснованно устанавливалось требование к участникам о членстве в саморегулируемой организации в соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ,
– при установлении дополнительных требований к участникам закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 31 Закона:
при закупке работ по текущему ремонту зданий, сооружений (с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб.) не были установлены дополнительные требования в соответствии с п. 15 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки…» (далее - Постановление № 2571) (п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона), а также исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным требованиям,
при установлении дополнительных требований, в том числе, к документам, подтверждающим соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, не учитывалась позиция Минфина России о наличии у участника закупки опыта выполнения хотя бы одного из видов работ, предусмотренных Постановлением № 2571 (например, при выполнении работ по текущему ремонту не предусмотрена возможность подтверждения опыта выполнения работ по капитальному ремонту, что влечет сужение круга потенциальных участников закупки) (письмо Минфина России от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 «О применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ, а также изданных в его реализацию нормативных правовых актов»).
2. При описании объекта закупки:
При описании объектов закупок типовым нарушением ст. 33 Закона являлось включение в описание объекта закупки недействующих документов, применяемых в национальной системе стандартизации (СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», который утратил силу с 25.06.2020, СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия», который утратил силу с 28.08.2017, СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ», который утратил силу с 01.01.2021), указание на ТУ конкретного производителя (ТУ 5762-043-179251622006).
Следует отметить, что в соответствии п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется.
Обращаю Ваше внимание, на то, что проектно-сметная документация подлежит размещению в ЕИС в полном объеме (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона) (решение ФАС России от 27.04.2021 по делу № 21/44/105/534, решение Саратовского УФАС от 23.03.2021 № 064/06/33-290/2021 и др.).
Также обращаю внимание на изменение требований к составу и содержанию заявки в случае включения в описание объекта закупки проектно-сметной документации (если до 31.12.2021 первая часть заявки на участие в таком аукционе должна была содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 Закона), то с 01.01.2022 у участника возникает необходимость указания в своем предложении наименования страны происхождения товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона)).
3. При определении содержания проекта контракта:
– отсутствует условие об ответственности подрядчика за неисполнение обязательства в части самостоятельного выполнения работ (пп. «в» п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042),
– при условии проведения закупки на сумму менее 100 млн. руб. предусмотрено условие об обязанности подрядчика предоставлять заказчику информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор (договоры) с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта (ч. 3 ст. 7 Закона, постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775).
4. При установлении требований к казначейскому сопровождению контрактов:
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с п. 3 ст. 242.23 Бюджетного кодекса РФ, казначейское сопровождение расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,00 тыс. руб. и более.
Обращаю Ваше внимание, что информация об условиях о казначейском сопровождении, рекомендуемых к включению в контракты, заключаемые в 2022 году, содержится в письме Министерства финансов РФ от 30.12.2021 № 09-02-06/108295.
Кроме того, необходимо отметить, что в Методику составления сметы контракта, утвержденную приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21.07.2021 № 500/пр и от 07.10.2021 № 728/пр) внесены изменения, устанавливающие порядок пересчета как остатка невыполненных работ, так и выполненных и принятых заказчиком работ по контракту в 2021 году, в связи с ростом цен на строительные ресурсы.
В соответствии с письмом Минстроя России от 30.12.2021 № 58202-СМ/09 «О рекомендуемых формах сметы контракта и акта выполненных работ» в рамках проводимой работы по внедрению электронного актирования строительных работ в ЕИС в сфере закупок, Минстроем России совместно с Минфином России, Федеральным казначейством, ФНС России, ФАС России разработана единая методология актирования строительных работ по укрупненным позициям сметы контракта и возможности утверждения формы акта о приемке выполненных работ. До утверждения указанных изменений, рекомендуется использовать формы сметы контракта и акта выполненных работ согласно приложению к вышеуказанному письму.
Необходимо также отметить, что приказом Минстроя России от 14.10.2021 № 750/пр «О внесении изменения в Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020 № 9/пр» внесено изменение в Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства в части дополнения пункта 5 подпунктом 5.1.1 следующего содержания: «5.1.1. При наличии необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды заказчик по согласованию с подрядчиком в соответствии с дополнительным соглашением к контракту принимает досрочно исполненные подрядчиком работы и оплачивает выполненные работы в соответствии со сметой контракта. При этом смета контракта не изменяется». Указанное положение применяется по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта в единой информационной системе в сфере закупок, а именно, с 31.12.2021.
При подготовке строительных закупок необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 7 ст. 110.2 Закона, п. 1.2 Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ,
утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр, график выполнения строительно-монтажных работ должен содержать информацию о сроках начала и окончания строительства объекта капитального строительства.
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с позицией ФАС России при установлении требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства заказчикам необходимо устанавливать требование к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (решение ФАС России от 02.12.2021 по делу N 28/06/105-1620/2021, решение Саратовского УФАС от 05.10.2021 № 064/06/31-1225/2021 и др.).