ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» информирует:
11.10.2019Информация для потребителей финансовых услуг: изменения законодательства, вступившие в силу 1 октября 2019 года
Центральный банк России в своей информации разъяснил изменения законодательства, вступившие в силу с 1 октября 2019 год, касающиеся предоставления гражданам кредитов и займов. В частности, с указанной даты:
- банки обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки заёмщиков (ПДН) при принятии решения о предоставлении кредита от 10 тыс рублей (или в эквивалентной сумме в иностранной валюте) и формировать дополнительный запас капитала при кредитовании заёмщиков с высоким уровнем ПДН (более 50%). ПДН рассчитывается как отношение среднемесячных платежей заёмщика по всем кредитам и займам к его среднемесячному доходу. Аналогичные меры приняты и в отношении микрофинансовых организаций.
- предоставлять гражданам займы, обеспеченные ипотекой, смогут только профессиональные кредиторы, которые находятся под надзором Банка России - банки, микрофинансовые организации и потребительские кооперативы, а также уполномоченные АО «ДОМ.РФ» организации и ФГКУ «Росвоенипотека». Указанное ограничение не распространяется на выдачу ипотечных займов работодателем своему работнику.
- микрокредитные организации вправе делегировать идентификацию клиентов банкам. Также всем видам микрофинансовых организаций предоставляется возможность проводить идентификацию клиентов с помощью государственных информационных систем, что позволит снизить возможности для мошенников.
- для кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов установлены ограничения процентной ставки по потребительским займам, обеспеченным ипотекой, и в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ставка по таким займам не должна превышать 17% годовых).
Кроме того, Центральным банком РФ отмечается, что с 1 ноября 2019 года микрофинансовые организации будут не вправе выдавать гражданам займы, обеспеченные залогом жилья, даже если оно не является единственным (при этом МФО могут предоставлять гражданам займы под залог нежилой недвижимости). Как отмечается, введение такого запрета позволит на законодательном уровне отделить деятельность МФО по выдаче потребительских займов от незаконной деятельности мошенников, занимающихся махинациями с жильём, которых часто принимали за МФО.
Вопросы взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг
Федеральная антимонопольная служба России дала разъяснения гражданам относительно правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В письме от 27.09.2019г. № АК/84598/19 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг» сообщается, что ввиду отсутствия в законодательстве запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
На данный момент существует практика включения в состав экономически оправданных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, которые оказываются банками или другими организациями, в связи с заключением между этими организациями договоров.
В основном, эти договоры заключаются с ограниченным количеством организаций, оказывающих платежные услуги, и в них прописано условие о невзимании платы при внесение платежей за коммунальные услуги. Поэтому потребители, для произведения оплаты коммунальных услуг, обращаются в данные организации, так как в них отсутствует необходимость оплаты комиссии за внесение таких платежей.
Также отмечается, что 5 сентября 2019 года принято Постановление Правительства РФ № 1164 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которое устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (в сферах водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, электроснабжения) расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством, при внесении потребителями платы за коммунальные услуги. Когда данное Постановление вступит в силу (13.09.2020г.), потребители коммунальных услуг будут оплачивать комиссию при внесении соответствующей платы за услуги, непосредственно в банках и организациях.
Письмом даны разъяснения, касающиеся возможности оплаты без взимания комиссии взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, Федеральная антимонопольная служба России обращает внимание на то, что хозяйствующие субъекты при оказании услуг по приему и переводу денежных средств обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства.
Остекление балкона собственниками – законно ли это?
В настоящее время остекление балкона собственниками квартир, которые не были изначально предусмотрены в проектной документации многоквартирного дома - явление повсеместное. Жильцы уверены, что имеют право делать со своим балконом все, что захотят. Но это не всегда так. В некоторых случаях управляющая организация может потребовать от собственников квартир привести балкон в изначальное состояние. Рассмотрим данную тему на примере судебной практики.
Остекление балкона одной из квартир многоквартирного дома мешало проведению работ по надлежащему содержанию общего имущества, а именно: на общем собрании собственников помещений было принято решение о проведении капитального ремонта фасада и внутридомовых инженерных систем теплоснабжения многоквартирного дома. Во время проведения ремонтных работ выяснилось, что самовольно остекленный балкон одной из квартир данного дома мешает капитальному ремонту фасада этого дома. На письма управляющей организации об устранении нарушений путем демонтажа данной конструкции, собственники квартиры не реагировали. В связи с этим управляющая организация подала иск в суд на жильцов квартиры.
Суды первой и кассационной инстанций приняли сторону управляющей организации, так как в соответствии со статьями 29, 30 Жилищного кодекса РФ собственник помещения должен соблюдать правила пользования общим имуществом в многоквартирном доме, права и интересы соседей, в том числе получать разрешения на переустройства или перепланировку своей квартиры. На основании п.п. «в» п. 2 Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006г. ("Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность") ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома: фундаменты, стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции - включены в состав общего имущества собственников помещений в доме, и принадлежат им на праве общей долевой собственности (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Без получения согласия остальных жителей дома, а также без получения разрешительных документов от муниципалитета собственник одной квартиры в доме не может переустраивать элементы общего имущества. А если помещение все же было самовольно переустроено, то согласно ст. 29 ЖК РФ, владелец такой квартиры должен привести её в прежнее состояние.
Судом было отмечено, что на общем собрании собственников помещений данного дома не было принято решение относительно остекления балкона или изменения фасада дома. Также, на решение суда не повлияло то, что балкон застеклили предыдущие собственники этого жилого помещения. На основании ч. 3 ст. 29 ЖК РФ настоящий собственник квартиры обязан убрать самовольную перепланировку, а согласившись купить квартиру в перепланированном состоянии, её новые владельцы приняли на себя ответственность и обязательства совершить действия по приведению помещения в прежнее состояние либо по согласованию сделанных перепланировок.
Таким образом, жильцов квартиры обязали вернуть балкону первоначальный вид, который соответствует технической документации дома (либо предоставить управляющей организации доступ в квартиру для выполнения данных работ).
Несмотря на это, следует знать, что управляющие домом организации и муниципалитеты редко требуют от владельцев квартир, где остеклены балконы, привести фасад в прежнее состояние. Такие ситуации могут происходить из-за масштабов переустройства балконов, лоджий, жалоб соседей или угрозы жизни и здоровью людей, либо в случаях, когда переустройство балкона мешает управляющей организации содержать дом в надлежащем состоянии.
Собственникам помещений необходимо помнить, что во избежание судебных разбирательств и ситуаций, когда изменённый балкон будет нарушать права и интересы соседей, а также угрожать безопасности людей, для переустройства своей квартиры они должны получить разрешение муниципалитета и согласие собственников помещений в доме.