Официальный сайт администрации Калининского муниципального района
Воскресенье, 21 Сентября 2025

Права потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества

10.02.2025

Недостаток товара определен Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», как несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
В случае обнаружения в товаре недостатков потребитель, на основании ст.18 Закона о защите прав потребителей  вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар  суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (это могут быть транспортные расходы, проценты по кредитному договору и иные платежи по договору потребительского кредита, оплата юридических услуг и т.п.).
Требование о возврате денежных средств за некачественный товар потребитель, в соответствии со ст. 19 Закона о защите прав потребителей  вправе предъявить к продавцу, либо к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру - в течение гарантийного срока или срока годности товара, а  в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или  сроки годности не установлены, - в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется, как правило, со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
В случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий.
Сроки сезонности для нашего региона в соответствии с Постановлением Губернатора Саратовской области от 30.11.1999 N 458 "О сроках наступления сезонов" для товаров весеннего сезона - с 16 марта по 15 мая; летнего сезона - с 16 мая по 15 сентября; осеннего сезона - с 16 сентября по 15 ноября; зимнего сезона - с 16 ноября по 15 марта.
Продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны:
- принять товар ненадлежащего качества у потребителя,
- в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой вправе участвовать потребитель,
- в случае спора о причинах возникновения недостатков товара, возникших в период действия гарантийного срока, - провести в десятидневный срок экспертизу товара за свой счет.
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
В случаях, когда на товар не установлен гарантийный срок, либо составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Исключение по срокам предъявления требований о возврате денежных средств составляют товары, включенные в Перечень технически сложных товаров, утвержденный Правительством Российской Федерации.  
В случае обнаружения недостатков в таком товаре потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара;
существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
-нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе, на основании ст.24 Закона о защите прав потребителей, требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
В случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления.
Неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке является основанием для обращения в суд.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области до принятия решения судом первой инстанции может вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела – отдельным заявлением истца), а также принять решение о реализации своих полномочий на участие в судебном процессе по защите прав конкретного потребителя в качестве заявителя с обязательным процессуальным соучастием потребителя, в интересах которого подано исковое заявление.
С целью реализации Ваших прав на судебную защиту Вы можете обратиться с соответствующим заявлением в Северо-Западный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, расположенный по адресу: г. Аткарск, ул. Ленина, д. 100, телефон – 8 (84552) 3–28–64, адрес электронной почты: atkrpn@san.ru






    

Возврат к списку

True Slider by BIS-Expert